Населенные пункты / поселения / административные округа, входящие в состав муниципального образования
Местечко Опытное Поле
Это небольшой поселок, но он знаменателен тем, что когда-то здесь был красивый мужской монастырь.
Весной 1899 года епископом Вятским Алексием иеромонах отец Нил был благословлен на основание монастыря в Яранском уезде. Уже 25 сентября 1899 года был торжественно освящен новый монастырский храм во имя святой Анны Пророчицы. Настоятелем монастыря стал отец Нил, в миру Александр Савельевич Пиляков, родившийся в 1866 году в деревне недалеко от города Торжка. После окончания городского училища поступил в 1882 году в Тверскую губернскую земскую управу, сначала писарем в земскую типографию, затем бухгалтером в бухгалтерское отделение. Много читал, хотел заняться самообразованием по всем наукам, но появилась тяга к духовной литературе. После посещения многих монастырей, где обращался за советом к почитаемым священникам, попросил разрешение у отца на уход в монастырь. Разрешение было получено, и Александр Савельевич, оставив службу, 28 мая 1894 года приехал в Печерский Вознесенский монастырь около Нижнего Новгорода. Первый постриг принял в 1896 году. Вскоре после этого вместе с владыкой Алексием приехал в Вятку. 9 декабря 1896 года состоялось пострижение А.С. Пилякова в иеродиаконы с наречением имени Нила - в память преподобного Нила Столобенского. Приписан отец Нил был к братии Слободского Крестовоздвиженского монастыря. В короткое время он снискал себе любовь и уважение среди жителей города Вятки.
За короткое время пустынный уголок Яранской земли, участок в девяти верстах от города между двумя трактами - Кукарским и Котельничским,- преобразился неузнаваемо.
Обитель обнесли оградой. С западной стороны ограду сложили из красного кирпича, с двумя башенками по краям. Металлические ворота на ночь закрывались. Через них в монастырь шла дорога от Котельничского тракта. Вела она прямо к монастырскому храму. Остальные три стены ограды были деревянными. Пятиглавый деревянный храм во имя святой Анны Пророчицы с колокольней стоял в центре монастырского комплекса.
Кельи монахов размещались в доме, что располагался на северо-запад от храма. Наличники, фронтоны здания украсили резьбой. Нижний край крыши оформили декоративными фронтонами. По второму этажу шел балкон. Подпол под зданием очень высокий: там размещались склады. Закрывался подвал с восточной стороны дубовыми растворами. Ныне это жилой дом.
Неподалеку от этого дома на восток стоит здание из красного кирпича. Его к моменту закрытия монастыря строители только подвели под крышу. Сейчас здание принадлежит школе.
На восток от храма - монастырское кладбище. Когда-то стояли здесь надгробные памятники из белого камня. В начале сороковых, по приказу директора эвакуированного детского дома, памятники эти разбили и вывезли к Темному лесу.
На юго-восток от храма в двухэтажном деревянном здании располагались трапезная - на первом этаже, канцелярия - на втором. Ныне это также жилой дом.
К югу от храма стоял еще один двухэтажный деревянный дом, который тоже исчез. Как и маленький домик, где размещалась пекарня. Зато “сохранился”святой колодец. Есть и сруб, и колесо, и крытик. Колодцем пользовались еще в 70-е годы. А потом стали бросать туда мусор, к нему ходили любопытные ребятишки... Тогда колодец заколотили. А когда-то, говорят, вода в нем была очень близко, чистая - чистая и вкусная. На дне будто бы лежала серебряная решетка.
Хозяева обители заботились не только о своем благоустройстве. При монастыре работала двухклассная церковно-приходская школа, где учились дети из окрестных деревень. Бедным ученикам давались бесплатные обеды и ужины. Размещалась школа в двухэтажном деревянном доме, что стоял северо-западном углу ограды.
Книгами из монастырской библиотеки пользовались монахи, послушники и миряне. В книжном складе можно было купить иконы, книги, картины и прочее. Иконы на заказ писались в живописной мастерской.
Монахи вели наблюдения за погодой. В небольшом домишке, что стоял возле кирпичного дома, помещалась метеостанция. Рядом устроили метеоплощадку с флюгером, термометром и осадкомером.
На территории монастыря было очень красиво, потому что кругом росли деревья, кустарники и цветы. Вдоль ограды с севера были посажены липы, с запада - лиственницы, с юга - березы, тополя, ветлы. Между домом, где помещались кельи, и кирпичным зданием подрастала кедровая рощица (она погибла лет 30 назад). Кедры и лиственницы завезли из Сибири. В своем орешнике монахи собирали орехи, вишню - в вишневом саду. Выращивали малину, смородину. Ухаживали за кустами сирени и жасмина. И повсюду цветы. Под кедрами ранней весной расцветала поляна подснежников.
В засушливую пору насаждения поливались таким образом: черпали воду из святого колодца и лили ее в лотки, проложенные по канавам во всех направлениях. Вдоль тропинок стояли скамеечки для отдыха - можно было посидеть и полюбоваться окружающей красотой. Везде монахи поддерживали чистоту и порядок.
За монастырскими стенами располагалось множество различных служб. Справа от ворот перед монастырской стеной стояли два здания, где размещались гостиницы для мирян, приходивших в обитель издалека. Богомольцы получали здесь постель и еду. Всегда было горячее. Если постный день, кормили гороховицей, грибовницей или картовником, а если скоромный - молочным супом, кашей или яичницей. Делали очень вкусный квас, наливали его в четверти, ставили на стол: “Кто хочет тот и пей.” Одно из этих двух зданий сохранилось, в нем сейчас метеостанция.
Недалеко от современной метеостанции стоит двухэтажный дом: низ - кирпичный, верх - деревянный. это тоже монастырское здание. Первый этаж занимали столярка и кузница.
к югу от монастыря располагались конный двор, огороды, амбары, баня, ферма, пасека. Монастырское коровье стадо, говорят, было племенным, Недаром коров после закрытия монастыря гнали в Вятку.
За амбарами было озеро. По народным преданиям когда-то в том месте били ключи. Монахи углубили и расширили это место сделав пруд (в народе эго называли “святым озером”). По одним версиям, на дно положили плиты, на которых разноцветными камушками выложили лики святых. Озеро чистили каждый год, спуская его в р. Шошму. Сквозь прозрачную воду озера проступали образа на дне. В конце 60-х годов прорыли новое русло реки Шошмы, пустив его через озеро.
Еще южнее когда-то произрастал “Светлый” лиственный лес. От него на восток располагалось болото, где росло много черники. А далее “Темный” хвойный лес (Второе его название “Монашеский”).
Кроме всего перечисленного, при монастыре имелись фотография, сапожная и швейная мастерские, небольшое производство кирпича.
Вот такой воистину райский уголок был создан стараниями монахов и послушников.
В 1909 году в обители числилось 18 монахов, 57 послушников. Доходы обители складывались из доходов самого монастыря от требоисполнений и хозяйства, процентов с капитала Анны Дмитриевны Беляевой, завещавшей земли под монастырь, и с квартирного дохода.
Датой закрытия монастыря считается год 1921.